Пускозащитные реле
Пусковое и защитное реле последовательно включены в рабочую обмотку мотора. Обычно они совмещены в одном корпусе. пускозащитное реле.
Пускозащитные реле разные по устройству и габаритам, рабочими характеристиками, в зависимости от электродвигателей, для которых предназначены, но принцип действия у всех одинаков.
Работа пускозащитного реле
Принцип работы пускового реле. При включении холодильника в сеть по рабочей обмотке мотора, соленоидной катушке пускового реле и через цепь защитного реле (она находится в замкнутом состояни) проходит большой ток короткого замыкания (при этом ротор не вращается).
В результате якорь пускового реле втягивается в соленоидную катушку и замыкает контакты, включая пусковую обмотку.
Пусковая обмотка, при замыкании, включается и ротор начинает разгоняться. Вследствии этого ток в цепи снижается и якорь реле своей массой опускается и размыкает контакты. Пусковая обмотка отключается.
Мотор продолжает вращаться с включенной рабочей обмоткой. См. Пусковые реле
Защитное реле. При включении холодильника в сеть (ротор еще неподвижен) по цепи защитного реле, находящейся в замкнутом состоянии через биметаллическую пластину и нагревательный элемент проходит ток короткого замыкания.
При запуске двигателя и нормальном разгоне биметаллическая пластина не нагревается до такой степени, чтобы ее изгиб разомкнул контакты. Цепь остается замкнутой при рабочем токе. В случае, если ток повысится, пластиеется до степени изгиба, контакты разомкнутся и двигатель отключится от сети. См. Защитные реле
В бытовых холодильниках применяются пускозащитные реле типа РТП, РТК-Х, РТК, РТК, ПЗР, РП, Р-3, Р-4 и другие.
Принцип их действия одинаков. Они отличаются токовыми характеристиками и способом крепления на раме или на корпусе компрессора.
Устанавливать реле следует согласно стрелке на корпусе (стрелкой вверх).
Пример: реле токовое пускозащитное РТК-Х - для запуска и защиты компрессора ДХМ - 5 от перегрузок.
Схема электрическая пускозащитного реле РТК-Х
L1 - соленоидная катушка с перемещающимся якорем;
R1, R2 - нихромовые нагреватели в цепи пусковой и рабочей обмотки компрессора;
К1 - контакты на якоре катушки;
К2 - контакты на биметаллической пластине;
1, 2, 3 - контакты для подключения обмоток компрессора.
Реле РТК-Х изготавливаются на 127 и 220 вольт. Нагреватель R2, в цепи рабочей обмотки эл. двигателя, в реле на 127В - отсутствует.
Неисправности реле пускозащитного РТК-Х :
разрушение якоря катушки, подгорание контактов реле, обрыв нагревателей. Обычно неисправное реле не ремонтируется и заменяется на новое.
Другие пускозащитные реле
РТК... ПЗР
Р-3, Р-4